admin3008

Hi Res и Hi End: правда меломана часть IV

В теме 1 сообщение

Hi Res и Hi End: правда меломана часть IV

 Нужны ли нам новые форматы?

SACD или DVD-Audio что звучит лучше?

Стремление к созданию нового, лучшего и совершенного устройства воспроизведения музыки или нового цифрового формата музыкальных композиций не может нас не радовать. С момента создания CD диска качество звучания компакт-диска с его относительно грубым разрешением (для замера амплитуды аналогового сигнала отводится 16 бит, а частота дискретизации составляет 44100 Гц) обсуждалось и критиковалось бесконечно. Такая частота дискретизации позволяет оцифровать аналоговый звук частотой 22000 Гц (если говорить строго, то 22050 Гц по теореме Котельникова). То есть в синусоиде аналогового сигнала частотой 22000 Гц с помощью АЦП будет осуществлен замер амплитуды как положительной, так и отрицательной полуволны. Это позволит в дальнейшем ЦАПу восстановить из цифрового аналоговый сигнал с частотой 22000 Гц и подать его на колонку. Сами понимаете, что 22 кГц это очень много и такую частоту человек не услышит. Именно это обстоятельство и принималось во внимание при создании формата CD диска и частота дискретизации в 44100 Гц выбиралась с гарантированным запасом. Единственно с чем можно с большой натяжкой согласиться, так это то, что для замера амплитуды аналогового сигнала отведено 16 бит. То есть, амплитуду входного сигнала можно разбить на 65535 уровней и записать на диск компьютера, а погрешность квантования составляет 1/65535. Эта погрешность приводит к тому, что на колонки ЦАП выдаст сигнал с изменённой амплитудой сигнала – или чуть громче (амплитуда больше на 1/2х65535) или чуть тише (амплитуда меньше на 1/2х65535), но и первое и второе для слушателя не различимо.

Тем не менее создатели новых аудио форматов одним из основных аргументов заявляют возможность сохранять и воспроизводить звуковые частоты более 22 кГц (предел для формата CD диска). Хотя они и признают, что эти частоты больше не слышны для людей (против факта не попрешь), тем не менее они утверждают, что эти частоты ощущаются в подсознании. Но научные исследования однозначно установили, что этого ощущения вообще не существует и не найден орган чувств, который эти высокие частоты ощущает!

     Дело в том, что обычные студийные микрофоны записи не передают частоты выше 20 кГц, ни одна студия звукозаписи их не обрабатывает и ни один музыкальный инструмент их не создает. Они совершенно не нужны для качественного воспроизведения звука!
Единственно для чего нужны новые аудио форматы так это для хранения музыки высокого качества более чем с 2 каналами, вот только в этом может быть смысл.

     К сожалению, все демонстрации много канального звука SACD и DVD-Audio оставляют смешанные чувства, так как немало еще много канальной музыки, которая получается после программной обработки стерео.

Вот таблица популярных аудио форматов:

 

Формат

Квантование, бит

Частота, кГц

Каналов

Битрейт, кбит/с

Сжатие

CD

16

44,1

2

1411,2

1:1 без потерь

Dolby Digital (AC3)

16-24

48

6

до 640

~12:1 с потерями

DTS

20-24

48; 96

до 8

До 1536

~3:1 с потерями

DVD-Audio

16,20,24

44,1; 48; 88,2; 96

6

6912

2:1 без потерь

DVD-Audio

16,20,24

176,4; 192

2

4608

2:1 без потерь

DSD64

1

2,822,4

 

 

 

DSD128

1

5,644,8

 

 

 

DSD256

1

11,289,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И вот в 2014 году появился еще один lossless формат – MQA (Master Quality Authenticated). Его суть – “Это революционная сквозная технология, которая обеспечивает звук мастер-качества в файле, который достаточно мал для потоковой передачи или загрузки. Он обратно совместим, поэтому будет воспроизводиться на любом устройстве, так как упакован в формат .flac”.  Идея состоит в том, чтобы навязать этот формат радиостанциям, так как размеры файла мастер-качества незначительны. Я пробовал воспроизводить файл MQA в плеере foobar2000. Музыка формата .flac воспроизводится, хотя плеер и отображает информацию о кодеке MQA, но остается не понятным какой формат идет на колонки flac или MQA.

Алгоритм работы кодека MQA описывается так - C наивысшей частотой дискретизации 192 кГц оцифровывается лишь спектр частот свыше 48 кГц. Поскольку динамический диапазон сигнала здесь крошечный и едва отличается от шума, то и места оцифровка займет немного. Теперь этот участок просто переносится и включается (т.е. инкапсулируется) кодеком MQA в область ультразвуковых шумов между 24 и 48 кГц где-то ниже шумового порога, на уровне –130 дБ. В итоге мы имеем аудиопоток с характеристиками 24 бит/48 кГц, из которого декодер MQA при воспроизведении восстановит весь спектр частот с дискретизацией 192 кГц. Кто говорил, что больше 12000 Гц он не слышит? По этому алгоритму оцифровываются частоты диапазона 48-192 кГц, чтобы нам передать «обертона».

    И вся эта музыка в формате MQA запатентована, а поэтому на радиостанциях Spotify, Deezer, Tidal или Qobuz платная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти